Автомобилист - Главная страница

Главная Статьи Бензины: авиационные требования

Бензины: авиационные требования

E-mail Печать PDF

Производство и торговля бензином во всём мире регламентируются целыми пакетами нормативно-технической документации - причём бензина авиационного это касается даже в большей степени, нежели чем бензина автомобильного. Такое положение вещей вполне ожидаемо: "самолётостоянок" в небе не предусмотрено и любая проблема с двигателем летательного аппарата из-за топлива почти всегда заканчивается авиакатастрофой. В связи с этим будет небезынтересно сравнить действующие подходы к составу топлива в российских и зарубежных технических документах.

Формальная сторона вопроса

В России распространяются на бензины авиационные требования ГОСТ 1012-2013 - этот стандарт был введён в действие вместо давно устаревшего советского ГОСТ 1012-72. В ГОСТе зафиксированы границы возможных вариаций фракционного состава по основным компонентам (непредельные, предельные и ароматические углеводороды), детонационная стойкость и целый ряд других сугубо технических параметров (включая даже тип и количество красителя, используемого для визуальной маркировки авиабензина). Однако наибольший интерес представляет часть, описывающая содержание обязательных топливных присадок - в частности, тетраэтилсвинца (ТЭС).

Зачем нужен ТЭС в авиабензине

Авиабензина без ТЭС не существует: без него резко растёт общая аварийность и снижается моторесурсавиадвигателя. Технически это связно с тем, что выделяющийся из ТЭС свинец служит "твёрдой смазкой" наиболее ответственных/нагруженных узлов двигателя, поэтому максимум возможного - это снизить содержание тетраэтилсвинца в авиатопливе до минимально-допустимого уровня. И вот в этом вопросе российский ГОСТ и зарубежные стандарты (например, американский ASTM D 910) весьма сильно различаются: в России авиабензин Б-91/115 может содержать ТЭС до 2.5 гр/кг, а популярная в США марка авиационного бензина 100LL - всего-то порядка 0.75 гр/кг. При этом важно отметить, что в США постоянно работают над тем, чтобы ещё более понизить содержание ТЭС в авиатопливе: так, совсем недавно в вышеупомянутый американский стандарт была дополнительно введена марка бензина 100VLL, где количество ТЭС было снижено на ещё ~19% относительно марки 100LL (попутно отметим, что аббревиатуры LL и VLL в названиях марок американского авиабензина имеют очень простую функциональную расшифровку: "Low Lead" "Very Low Lead" - то есть, соответственно, "низкое содержание свинца" и "очень низкое содержание свинца").