Прототипы будущей переднеприводной модели в Запорожье построили еще в 1973 году. Позже определились с типом кузова: по приказу “сверху” почти все “легковые” автозаводы Советского Союза - ВАЗ, ЗАЗ, АЗЛК и ИжМАШ - должны были подготовить машины с кузовами типа “хэтчбек”. Украинский проект был готов одним из первых, но острый недостаток финансирования привел к тому, что на конвейер Таврия попала лишь в 1987 году, успев морально устареть.
После распада СССР источником всех бед украинская пропаганда называла Россию, поэтому сотрудничество с предприятиями бывшей “братской республики” стало идеологически неоправданным. Та же Таврия более чем наполовину состояла из российских комплектующих, и переход на продукцию украинских смежников привел к резкому падению качества автомобилей. Законы рынка просты, но жестоки: нет качества - нет спроса, нет спроса - нет производства. Объемы выпуска стали сокращаться катастрофическими темпами: 91 000 машин в 1994 году, 60 000 - в 1995, 7 000 -в 1996 и только 1 030 - в 1997! Завод умирал. Но покупатель уже нашелся. Однако от правительства он требовал беспрецедентных льгот, вплоть до жесткого ограничения ввоза подержанных иномарок и введения высоких таможенных пошлин на российские машины. Деваться было некуда, и Киев пошел на уступки. В марте 1998 года Daewoo Motor и правительство Украины юридически оформили договор, согласно которому корейская сторона обязалась вложить 1.3 миллиарда долларов в реконструкцию предприятия и модернизацию автомобилей в обмен на защиту своего бизнеса от конкурентов.
Так АО “ЗАЗ” превратилось в ЗАО “АвтоЗАЗ-Daewoo”. Уже в июне на Киевском автосалоне предприятие показало обновленную Таврию, конструкция которой претерпела около 300 изменений. Причем все эти изменения были направлены не на улучшение эксплуатационных характеристик автомобилей, а на доведение их качества до приемлемого уровня. В частности, пересмотру подверглись договора с поставщиками комплектующих. Однако выпущенные в 1998 году машины чуть было не поставили крест на всей затее - качество вновь вызвало массу нареканий. Расследование выявило, что многие смежники пошли на откровенный подлог: для сертификации они привозили совсем не те детали и узлы, что потом попадали на конвейер. Предпринятые в экстренном порядке меры, вплоть до разрыва договоров, привели к тому, что к началу прошлого года многие подобные проблемы удалось разрешить. Сейчас большие надежды возлагаются и на введенную в действие на АвтоЗАЗ-Daewoo систему контроля качества, которая успешно функционирует на других предприятиях корейской компании. Мы взяли на тест ЗАЗ-Daewoo Таврия Нова - так теперь звучит полное название автомобиля - в исполнении “люкс”, чтобы на его примере не только получить общее представление о машине, но и разобраться, чем же она “нова”. СНАРУЖИ Смотришь на Таврию, и странное ощущение возникает: вроде бы никаких особых перемен, а выглядит она по-другому. Не солиднее, не современнее, а добротнее. А потом глаз выхватывает те детали, которые в совокупности и создают такое ощущение. В первую очередь, это лакокрасочное покрытие - теперь машины окрашиваются импортными эмалями насыщенных цветов с глубоким блеском. Намного ярче и прозрачнее стали задние фонари, бамперы приобрели благородный темно-серый оттенок, который именуется “графит”, а вдоль борта протянулся симпатичный пухлый молдинг. На задней двери появились блестящие буквы с названием машины и небольшой спойлер с интегрированным стоп-сигналом. Это, скорее, не декоративный изыск, а дополнительное средство защиты от загрязнения заднего стекла. Чуть измененная облицовка радиатора украшена новой фирменной эмблемой, сильно смахивающей на корейский иероглиф. На передних крыльях машины прикреплены символы люкс-версии - 1.1L. От базовой она отличается увеличенными наружными зеркалами обтекаемой формы, элегантными колесными колпаками, антенной на крыше и зачерненными центральными стойками кузова. И еще задним “дворником”. Ну а теперь о том, что сразу не видно, а именно о зазорах между кузовными элементами. Новые хозяева предприятия уделили сборке кузова повышенное внимание и добились уменьшения зазоров в среднем в два раза, до 5-6 миллиметров, а между крыльями и бамперами - в пять раз! Зазоры вдоль сопряжений панелей сохраняются равномерными, без всяких перекосов. Нам кажется, не будет преувеличением утверждать, что по этому параметру Таврия Нова опередила продукцию российских заводов.
ТЕХНИКА Пробежимся вкратце по тем системам автомобиля, которые пришлось модернизировать. Правда, речь пойдет только о наиболее существенных новшествах. За счет увеличения толщины силовых элементов кузова и введения усилителей передних стоек и дверных проемов возросла жесткость кузова. Листовой металл, идущий на производство наружных панелей кузова, прибавил в толщине 0.2 мм. Новые резиновые уплотнители и вибропоглощающие прокладки вкупе с измененной конструкцией опор двигателя помогают повысить уровень шумо- и виброизоляции, а также герметичность кузова. Для прокладок и манжет мелитопольского двигателя МеМЗ-245 используются материалы с улучшенными свойствами. То же касается поршневых колец и шестерен масляного насоса. Более качественная резина идет на изготовление шлангов систем питания и охлаждения, которые теперь крепятся винтовыми хомутами, а не ленточными как ранее. Повышена коррозийная устойчивость бензобака, топливопроводов и системы выпуска. Пожалуй, наиболее тщательная ревизия проведена среди электрооборудования. Мучивший владельцев прежних машин херсонский стартер заменен на корейский. Генератор, катушка зажигания и построенный на элементной базе марки Thomson коммутатор - совершенно новые. Возросла мощность электрического вентилятора системы охлаждения. Электропроводка защищена влагоустойчивой оболочкой из гофрированного пластика. Вакуумный усилитель тормозов включен в список стандартного оборудования. Сменены поставщики амортизаторов и подшипников ступиц колес. Эластичные элементы подвески и приводов изготавливаются из новых износостойких сортов резины. Наконец, диски колес выполнены из более прочной стали и прибавили вширь полдюйма. Это позволило полностью перейти на бескамерные шины. ВНУТРИ Пришла пора взглянуть на салон Таврии Новы. (Попутно отметим четкую работу замков дверей;). Интерьер автомобиля можно назвать спартанским, но не убогим. Понравились новые передние сиденья, жесткие, неплохо удерживающие тело в крутых поворотах. Наверное, впервые в практике автозаводов стран СНГ обивка салона (сидений и боковин) подбирается под цвет кузова, чтобы не нарушалась гамма интерьера: так, в “нашем” автомобиле темно-синего цвета ткань сидений - серая с вкраплениями голубого. Четырехспицевое рулевое колесо унаследовано от прежней Таврии “люкс”. Оно оптимально по диаметру и фрикционным свойствам, но чуть тонковато. Простенькая передняя панель выполнена из добротного серого пластика; порадовала хорошая подгонка ее деталей друг к другу. Организация указателей на приборной панели далека от совершенства, остается надеяться только на то, что в темное время суток они будет легче читаться благодаря отказу от боковой подсветки в пользу тыльной на световодах. Под блоком управления вентиляцией, состоящим из круглой ручки переключения скоростей и “ползунка”, находится штатная магнитола марки Daewoo, “озвучивающая” пару задних динамиков. На третьей скорости мотор вентилятора гудит нещадно. Высоким людям сидеть сзади будет неудобно из-за нехватки места в области ног. А тем, кто сумеет расположиться на задних сидениях, дополнительную защиту предоставят регулируемые по высоте подголовники. В зимнюю пору ноги пассажиров будут согреваться теплом из проведенного назад воздуховода. В багажном отсеке, изнутри покрытом ворсистым материалом, появилась жесткая полка - такая же, как на вазовских автомобилях. Шумный насос омывателя заднего стекла перекочевал из багажника под капот, соответственно, исчезла и надобность в отдельном бачке.
В ДВИЖЕНИИ Таврия очень легка в управлении - показательно, что руль у стоящей машины можно вращать не прилагая особых усилий. На повороты руля автомобиль реагирует острее, чем “восьмерка”, - очень чутко, даже нервно. В сочетании с более жесткой, чем у вазовских переднеприводников подвеской, это делает машину послушной и подстегивает к активной езде. Однако при прохождении поворотов явная недостаточная поворачиваемость приводит к раннему срыву передней оси наружу траектории, а при резком сбросе газа Таврия стремится уйти в глубокий занос. Мы не исключаем, что виной тому - украинские покрышки Rosava, не отличающиеся хорошими сцепными свойствами. Это предположение подтверждает и склонность резины к преждевременной блокировке при экстренном торможении, хотя к работе тормозных механизмов и их привода нет никаких замечаний. Положительный момент заключается в том, что машина переходит к скольжениям достаточно плавно, без пугающей внезапности. 1.1-литровый двигатель неплохо тянет и набирает обороты, но полностью прочувствовать особенности его настройки не удается из-за забавной коробки передач. Нет, мы имеем в виду не плохую избирательность переключения передач, - что есть, то есть - а специфику подбора чисел. Очень “короткая” первая передача служит только для старта и помогает скрыть нехватку крутящего момента. Наибольшая интенсивность ускорения достигается на второй, лихо подхватывающей за счет отсутствия той “ступеньки”, что так досаждает на “восьмерках”. Затем следует “длиннющая” третья, в городских условиях оставляющая четвертой передаче роль экономичной. Хотелось бы отметить молчание пластиковых деталей салона, не издававших скрипов на всем протяжении теста, - кажется, качество сборки интерьера действительно повысилось.
РЕЗЮМЕ Вы, наверное, обратили внимание на то, что мы игнорировали мелкие недостатки машины. Все потому, что обмусоливать их, когда за автомобиль просят всего 76 500 рублей, было бы в высшей степени несправедливо. А тот факт, что Таврия Нова в версии “люкс” стоит своих денег, нам кажется неоспоримым. Самым экономным адресована базовая версия, которая обойдется тысяч на семь-восемь дешевле. Правда, в ней вы не обнаружите магнитолы с динамиками, обогрева и очистителя заднего стекла, полки багажника и ряда других мелочей, а обивка и приборная доска станут попроще. Эстетам предлагаются автомобили с окраской “металлик”, за что придется доплатить еще около $500. На конвейере Таврия останется до 2003 года, причем до половины выпускаемых машин АвтоЗАЗ-Daewoo планирует продавать в России. Однако до сих пор активность российских дилеров украинско-корейского СП оставляет желать лучшего. Только в конце осени в продаже появится пятидверный “хэтчбеко-седан” ЗАЗ-Daewoo 1103 Славута, а вопрос о поставках пикапов и машин с двигателями, оснащенными системой впрыска топлива, до сих пор не решен. Момент же для второй попытки самый что ни на есть подходящий: после модернизации Таврия получила шанс хотя бы частично восстановить свое доброе имя. Машина выглядит как никогда привлекательной, а цены на нее как никогда доступные.